Категории раздела

Пожаротушение [2]

Наш опрос

Нашли ли вы интересную или полезную информацию?
Всего ответов: 57


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Строительство и проектирование » Пожаротушение

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ С ПОМОЩЬЮ ВЕРТОЛЁТОВ
Автор анализирует опыт применения вертолетов для тушения пожа- ров, проведения спасательных операций в высотных зданиях и дает свои рекомендации по созданию специальных вертолетов для выполнения ука- занных работ. В последние годы во всех развитых странах мира бурными темпами развивается строительство высотных зданий жилого, гостиничного, дело- вого и производственного назначения. Разрабатываются и применяются новые строительные и отделочные материалы, новые интеллектуальные системы жизнеобеспечения и системы безопасности. Однако некоторые традиционные системы спасания людей и туше- ния пожаров с увеличением высоты зданий теряют свою эффективность. Так, увеличение длины пожарных автолестниц до 50-100 метров ведёт к усложнению их изготовления к большим проблемам в доставке к месту пожара, нахождению места для их установки и эксплуатации. Поэтому требуется разработка и использование новых технических средств спасания из верхних этажей высотных зданий и тушения пожаров в них. В настоящее время разработаны спасательные рукава, спасательные лебёдки и другие устройства, во второй половине 80-х годов прошлого столетия в Москве делались попытки спасания людей с помощью вертолё- та Ка-32 (Балабанов Л.В.). Аналогичные попытки применения вертолётов предпринимались за рубежом. Но до сих пор в мире нет удачных конст- рукций пожарных вертолётов для тушения пожаров и спасания людей из высотных зданий. Применение вертолётов для тушения пожаров в городах ограничивается выливанием воды из подвесной ёмкости на крыши горя- щих зданий, чем часто вызывается ущерб, соизмеримый с ущербом от пожара. Проведённые автором предварительные исследования применения вертолётов для спасания людей и тушения пожаров в различных отраслях, регионах, климатических зонах показывают, что вертолёты имеют значи- тельные преимущества перед традиционными техническими средствами при тушении пожаров определённых объектов и в определённых условиях. При тушении ограниченных пожаров на верхних этажах высотных зданий, а также высаживания пожарного десанта возможно применение лёгких вертолётов типов Ка-226 АГ и "Ансат". Для борьбы с развившимся пожаром целесообразно использование вертолётов типа Ка-32. В МАИ под руководством д.т.н. Карпычева А.Н. разработана систе- ма для установки на вертолёте Ка-226 АГ, которая предназначена для ту- шения пожаров в высотных зданиях. Система включает: ёмкость для воды, ёмкость для пенообразователя, насос высокого давления, штанга для креп- ления ствола, пожарный ствол, с помощью которого можно подавать струю мелкодисперсной воды на расстояние до 30 метров с расходом 5 литров в секунду. Под руководством д.т.н. Тайсумова Х.А. (Академия ГПС) разработа- на низкократная пена, которая не распадается в течение длительного вре- мени. Кроме этого она обладает повышенной устойчивостью к высоким и низким температурам. Важным качеством этой пены является то, что её можно подавать компактной струёй на большие расстояния (до 30-40 м). Д.т.н. Прус Ю.В. (Академия ГПС) предложил организовать из числа опытных парашютистов группу пожарных - десантников для тушения по- жаров на верхних этажах высотных зданий там, где другими средствами выполнять эти операции просто невозможно. Пожарный десант должен со- стоять из группы пожарных-высотников, вооруженных огнетушителями, например, типа "Игла", защитными и спасательными средствами. Одно- временно с десантом к месту его высадки должны доставляться контейне- ры с пожарным оборудованием, инструментами, средствами спасания и пожаротушения. По мнению автора, пожарные вертолёты должны отличаться от обычных вертолётов следующими конструктивными особенностями. 1. Должен быть бак для воды. У вертолёта "Ансат" имеется модифи- кация, у которой бак находится под фюзеляжем. У пожарного Ка-226 АГ конструкторы предполагают разместить бак в пассажирском салоне. Такое расположение не позволит использовать пассажирский салон для принятия пассажиров (спасателей и спасаемых). Поэтому предлагается разместить бак для воды у вертолёта Ка-226 АГ внизу отделяемого модуля. Рядом предлагается разместить емкость для пенообразователя. 2. Штанга для размещения пожарного ствола должна выступать за пределы воздушного потока, образуемого винтом вертолёта. 3. Пожарный ствол должен иметь оптический и инфракрасный при- целы для эффективного управления струёй огнетушащего вещества, пода- ваемого в очаг пожара. 4. Пожарный ствол должен иметь приводы для его отклонения по го- ризонтали и вертикали (по курсу и тангажу). 5. На вертолёте должен быть датчик, определяющий расстояние до стены здания и соответствующие устройства, не позволяющие вертолёту приблизиться к зданию на опасное расстояние. 6. У вертолёта должен быть датчик (датчики) обнаружения различ- ных проводов, растяжек, антенн и других устройств, которые могут пред- ставлять опасность для вертолёта. 7. Для разрушения остекления (окна, лоджии, галереи и т.п.) верто- лёт должен быть вооружен специальным устройством (типа гранатомёта, но пониженной взрывной мощности). 8. Для проведения разведки на вертолёте должны находиться: тепло- визор, бесконтактный термометр, телевизионная камера. 9. Связь с центром управления, руководителем тушения пожара, ру- ководством Министерства должна осуществляться по каналам МЧС и по- жарной охраны. 10. Вертолёт должен быть оснащен спутниковой навигационной системой. 11. Вертолёт должен быть оснащён аппаратурой для проведения рас- чётов прогнозирования развития оперативной обстановки, расчёта коли- чества необходимых сил и средств, времени их прибытия, аэродинамиче- ской обстановки (общая ветровая нагрузка на различных высотах, шквалы, зоны вихрей, образуемых в процессе обтекания воздушными потоками го- рящего здания, дождь, снежные заряды и т.п.), возможных траекторий струй огнетушащих веществ, подаваемых в очаг пожара, траекторий полё- та различных спасательных средств, подаваемых спасателям, и многих других расчетов. 12. В случае использования лёгкого вертолёта в качестве мобильного командного пункта он должен быть оснащён аппаратурой, необходимой для выполнения задач командного пункта. Приведенный выше перечень технических средств не является пло- дом фантазии автора. Все перечисленные приборы и устройства разрабо- таны и производятся в нашей стране. Со всеми разработчиками установле- ны контакты, проведены предварительные испытания некоторых устано- вок, проведены переговоры о возможности их использования в пожарных и спасательных вертолётах. Главные конструкторы Ка-226 АГ (Москва) и "Ансат" (Казань) также заинтересованы в разработке и производстве таких вертолётов, так как открывается новый класс всепогодной, мобильной, с большим радиусом обслуживания, не подверженной влиянию уличных пробок пожарно-спасательной техники. Однако дальше этого идти пока не удаётся, так как нет заказчиков, нет финансирования. Наши спасатели по- купают более дорогие зарубежные машины, с техническими данными, аналогичными нашим, и, в основном, для переноски ёмкостей с водой на внешней подвеске. Применение новой техники при спасании людей и тушении пожаров всегда требует совершенствования технологии тушения и разработки но- вых тактических приёмов. В связи с тем, что в Москве предполагается построить более 200 вы- сотных зданий, многократно увеличивается вероятность ЧС в них. Сейчас вертолёты уже используются для тушения пожаров не только в высотных зданиях. Это обусловлено перегруженностью транспортных потоков на улицах города. Поэтому имеется необходимость создания как минимум двух вертолётных пожарных подразделений в пределах кольцевой автодороги. В состав такого подразделения могут быть включены как лёгкие, так и средние вертолёты, которые смогут выполнять различные виды боевой работы, начиная со спасения людей и кончая тушением пожаров. Перспективным является опыт использования вертолётов в качестве летающего командного пункта для управления силами и средствами при тушении пожаров и ликвидации ЧС. В связи с тем, что высотные здания сейчас строятся во многих круп- ных городах, необходимо разработать основные принципы создания го- родских вертолётных пожарных подразделений в российских городах. Затруднения в использовании легких вертолётов для обеспечения безопасности в высотных зданиях – это недостаточная изученность про- блемы, отсутствие положительного отечественного и зарубежного опыта, недостаточный объём информации об использовании вертолётов для ре- шения подобных задач в стране и за рубежом, отсутствие разработок и производства таких вертолётов в стране. Медленное развитие вертолётной пожарно-спасательной службы в нашей стране обусловлено также отсутствием заинтересованного заказчи- ка и необходимого финансирования работ по созданию пожарно- спасательных вертолётов для высотных зданий в крупных городах, а также неумением смотреть вперёд у наших градоначальников: "Авось пронесёт". Повторяется ситуация, когда в стране начали строить многоэтажные дома, а про пожарную технику для них вспомнили только после пожара в гости- нице "Россия". Кроме того, важными факторами, препятствующими разработке и использованию лёгких всепогодных вертолётов, являются: - отсутствие высокоэффективной техники для тушения пожаров и оказания различных видов помощи в условиях пожаров и аварий в высот- ных зданиях; - слабая разработанность тактических приёмов ликвидации пожаров и последствий аварий в высотных зданиях с помощью вертолётной техники; - отсутствие вертолётной службы в городах, в которых развивается высотное строительство и, соответственно, отсутствие отработанных приёмов тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях на верхних этажах; - отсутствие единых системных требований при разработке вариан- тов техники и тактических приёмов использования вертолётов для туше- ния пожаров и ликвидации последствий аварий в высотных зданиях.
При разработке вертолётов, предназначенных
Категория: Пожаротушение | Добавил: Sallah (07.05.2010)
Просмотров: 3295 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Интересные сайты

  • Ganjawars
  • Ingress
  • Синдикат КарандашЫ
  • журнал "Домашний очаг"
  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
  • Головоломки для умных людей
  • Каталог рассылок