Наш опрос

Нашли ли вы интересную или полезную информацию?
Всего ответов: 55


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Музей Нижней Синячихи

Дума о культуре есть врата в будущее

Н.К. Рерих

Живёт на Урале человек, «свой край полюбив навсегда» – Самойлов Иван Данилович – человек высокого гражданского и духовного мужества.
Краевед и просветитель, коллекционер и реставратор, директор и организатор, создатель Нижнесинячихинского музея-заповедника в Алапаевском районе Свердловской области.
В 1946 году вернулся Иван Данилович в родную деревню Исакову Алапаевского района. На войне погибли два его брата: один – под Сталинградом, другой – на Курской дуге. Благодаря судьбу за то, что уцелел, Иван Данилович (единственный представитель рода Самойловых) заинтересовался своей родословной. Одновременно изучая историю своей деревни, других деревень Алапаевского и соседних районов, он всерьёз увлёкся краеведением. Сначала собирал легенды, песни, сказки, притчи, потом заинтересовался археологией. В 50-х годах заочно учился в Загорском сельскохозяйственном техникуме, окончил факультет районной планировки Московского института инженеров землеустройства. В Москве много времени проводил в музеях, библиотеках и букинистических магазинах, зачитывался книгами знатоков и защитников русской культуры – В.В. Стасова и Н.К. Рериха.
Как-то нашёл у Рериха такие слова: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство».
Самойлов пишет о себе: «Тогда, в послевоенные годы, эта красота ещё сохранялась. В какой-нибудь глухой деревеньке зайдёшь, бывало, в избу, да и ахнешь: так диковинно она расписана – рука сама тянется шапку снять у входа. Или прялку старинную увидишь, туесок, который хоть тотчас в любой музеё неси». И стал районный землеустроитель Иван Самойлов жить по рериховскому слову: «Дума о культуре есть врата в будущее».
Работа землеустроителя обязывала к постоянным разъездам по деревням и сёлам. В свободные минуты делал зарисовки орнаментов на предметах быта, изучал роспись в крестьянских избах.
В 50-х годах, заметив, как быстро стали исчезать расписные избы, рукописные и старопечатные книги, иконы, образцы художественного народного творчества, Иван Данилович стал собирать коллекцию. Прекрасным помещением для музея уральского искусства могло бы стать здание Спасо-Преображенской церкви, которое нуждалось в восстановлении. Главным смыслом жизни этого необыкновенного человека стали:
реставрация Спасо-Преображенской церкви,
создание музея народной живописи,
собрание предметов быта,
создание музея деревянного зодчества под открытым небом.
 
 
История создания коллекции
 
Коллекция уральской народной живописи, в основном, была сформирована к 70-м годам. За десятки лет собирательской деятельности старинная роспись была найдена в 213 домах 68 населённых пунктов.
Изучение памятников родного края позволило приобрести и сосредоточить в домашней коллекции 225 произведений. Это были росписи на дощатых поверхностях: простенки красного угла избы, фрагменты стен, кухонные угловые шкафы, заборки, двери чуланов; грядки, прибиваемые к полкам, которые условно отделяли кухню от избы; наличники, входные двери и т.д. Размеры отдельных образцов достигают 4-5 метров в длину и 2-3 метров в высоту.
За 30 лет Иван Данилович собрал свыше 300 предметов быта: мебель – шкафы, сундуки, скамейки, столы, кровати; орудия женского труда – прялки-коренушки, катки-вальки, прялки точёные, рубели, кросны, трепала, коромысла, коклюшки; домашняя утварь – ширма-перегородка, дуга, маслобойка, бочонки, коромысла, зыбки, санки; посуда – ковши, бочки-треноги, бураки-сметанники, бураки-ягодники, дойники, жбаны, солонки…
Каждый будущий музейный экспо­нат побывал в квартире семьи Са­мойловых. Предметы с росписью по дереву, прялки, туеса мыли детским мылом, аккуратно смывали позд­нейшие записи; металлические предметы чистили; одежду и ска­терти стирали, отбеливали, крах­малили и гладили; расчищали и за­крепляли живописный слой икон, приводили в порядок рукописные и старопечатные книги.
Изучив литературу по музейному делу, инструкции и руководства по научному описанию, хранению и учёту экспонатов, Иван Данилович сам составил чертежи экспозицион­ных площадей, разработал план размещения коллекций, вёл всю до­кументацию…
Четверть века собиралась коллек­ция, 10 лет ушло на реставрацию. Ценой больших усилий удалось до­биться принятия решения мест­ными властями об организации на­родного музея уральской народной живописи в селе Нижняя Синячиха. Директором назначили Самойлова Ивана Даниловича.
 
рис. Экспозиция бураков и прялок
 

Храм

Спасо-Преображенская церковь стоит в селе Нижняя Синячиха, возле дороги Алапаевск – Ирбит. Никто не знает имён зодчих, создавших в XVIII веке этот дивный храм. Строить его начали 12 мая 1794 года на средства прихожан, закончили в 1823 году.
В 1965 году постановлением Совета Министров РСФСР было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Но только в 1969 году здание церкви удалось зарегистрировать как памятник архитектуры республиканского значения.
Десятилетиями храм стоял без кровли, свод грозил обрушиться, на крыше росли кустарники, стены зияли проломами, по всему фасаду крошился кирпич. Здание использовалось как мельница, зерносушилка, зерносклад. Для въезда машин, разгружающих зерно, начали разрушать восточную стену. Средства на восстановление никто не выделял, работы вели на общественных началах.
В восстановление храма много сил и труда вложил Иван Данилович Самойлов. Он рассказывает: «Десять дней разбирали мы башню вдвоём с Окуловым. Работу начинали в 6 часов утра, а кончали в 9 вечера. Хоть и опасно было, работали без лесов. Грузили и разгружали тоже вручную… Стругать было нельзя (старая краска на натуральной олифе – он же крепче костяной крепости); если будешь стругать, то нарушится естественный рисунок древесины; оставалось скоблить ножом, отдирать веником-голиком с песком. И так, пока своего не добьешься…».
Поднимать начали в 1967 году. Ушло на это 10 лет жизни, а с ними и все заработанные деньги, всё свободное время.
Иван Данилович сам составил проект реставрации, сам строил и золотил купола. Его помощниками были местные плотники, те, что ставили в деревнях дома. Самойлов убедил их простым аргументом: « Кому, как не вам, мужики, в своём то селе старую красоту людям вернуть?»
Работали на общественных началах, почти бесплатно, для себя и для потомков. 
И воскрес Храм, поднялись его купола к высям уральским.
 
 
рис. Храм до и после реконструкции
 
 
 
Музей уральской народной живописи
 
16 сентября 1978 года на основе личной коллекции Самойлова Ивана Даниловича в отреставрированном здании храма открылся музей уральской народной живописи.
На первом этаже Спасо-Преображенской церкви расположен музей древнерусского искусства. Настенная живопись храма выполнена в начале XIX века художниками Петербургской Академии художеств. В центре зала в застеклённых витринах и на стенах алтарной части храма – десятки икон. Среди них много икон местного письма XVIII-XIX веков, некоторые имеют оклады, богато украшенные цветной эмалью, гравировкой и чеканкой.
 
рис. Из коллекции икон
Большой интерес представляют образцы искусства мелкой пластики (литые иконы-складни, украшенные перегородчатой эмалью – белой, синей, изумрудной), церковной утвари и одежды, украшенных лицевым и орнаментальным шитьём, рукописные и старопечатные книги в гравированных окладах.
Главная художественная ценность музея – собрание уральской народной живописи - размещена на втором этаже. Посетителей встречают слова: «Представленные в музее уникальные художественные ценности не имеют аналогов ни в одном музее мира». Эта фраза – выдержка из заключения специалистов Московского научно-исследовательского института художественной промышленности.
В экспозицию вошли расписные простенки домов, стены и потолки, двери и стены голбцев, крестьянские комоды, кухонные шкафы и сундуки. Полностью воссозданный интерьер белой горницы – «изюминка» экспозиции.
В музее представлена большая коллекция вышивок, разнообразных по технике исполнения и орнаменту, и образцов художественного ткачества.
 

Нижнесинячихинский музей-заповедник

В центре материка Евразия, на рубеже двух частей света, стоит город Алапаевск.
В легендах рассказывается, что название села Алапаевск произошло от имени татарина Алапая. А был он разбойником, который в давние времена бежал от царского гнева с Волги на Урал. Речка, где он поселился, стала называться Алапаиха.
Есть и другой вариант происхождения названия. На мордовском языке «речка» – Ала, «самоцветный камень» – пайха. Вот и название: Ала-пайха – название реки и поселения.
Первое поселение в Нижней Синячихе отно­сится к 1680 году. В 1724 году здесь был построен Нижнесинячихин­ский железоделательный за­вод. В то время село на­считывало 529 дворов с четырьмя широкими улицами. Через Нижнюю Синячиху проходила до­рога из европейской части России в Сибирь. Именно здесь, на середине пути между Верхотурьем и Ирбитом, останавливались купцы. 
 Продолжительное время исследователи народной культуры считали Урал и Зауралье диким краем новых земель старой России, где живёт народ грубый и неграмотный. Центральные музеи и научные организации не проявляли интереса к изучению искусства народов уральского региона.
Первым исследователем и хранителем памятников уральской деревянной архитектуры стал Иван Данилович Самойлов.
В 15 км от Алапаевска (города, основанного более 350 лет назад) над селом, над речкой, окрестными лесами, полями и дорогами возвышается двухэтажный девятиглавый храм изумительной красоты. Здесь 16 сентября 1978 года был торжественно открыт народный музей уральской народной живописи.
Для музея под открытым небом была отведена территория по обоим берегам речки Синячихи. В его границы входит правобережная свободная от застройки часть села, примыкающая к Спасо-Преображенской церкви, и левобережная – с деревней Балакиной, скалой над речкой и частью кладбища на Белой горе.
Проходящий через посёлок тракт – памятник дорожного строительства – оформлен старыми придорожными знаками: верстовые столбы, сторожевая будка со шлагбаумом.
На 64 гектарах красивейшей уральской земли стоят дома с усадьбами XVII - XIX веков, бани, колодцы, часовни, пожарная с дозорной вышкой, ветряная мельница – более 20 памятников деревянного зодчества. Образцы деревянной архитектуры привезены в Нижнюю Синячиху из Алапаевского, Верхотурского, Гаринского, Верхнесалдинского, Режевского, Артёмовского, Ирбитского районов, на месте собраны и отреставрированы.
Усадьба XVII века собрана «с миру по нитке». По её внешнему облику, планировке и интерьеру можно изучать быт и жизненный уклад уральских крестьян, живших 300 лет назад. Усадьба XVIII века – "односторонка" - характерна для архитектуры крепостей-острогов, когда дом одной стороной выходил на улицу, а все хозяйственные постройки помещались в замкнутом дворе, окружённом высоким забором с монументальными глухими воротами. В облике усадьбы XIX века чувствуется влияние городской культуры.
На территории музея стоят: башня острога, восстановленная по описаниям XVII века, пожарная с дозорной каланчой и колоколом, 35-метровая сторожевая башня, действующие ветряная и водяная мельницы, четыре часовни и малые архитектурные формы.
Во многих постройках восстановлены интерьеры, размещены богатейшие и уникальные фонды: мебель, домашняя утварь, посуда, предметы быта, ткани, вышивки. Все предметы оформлены росписями уральских умельцев.
У большинства работ известны имена авторов; их около 100 из 71 населённого пункта, разбросанных по 8 районам области. Всё это нужно было разыскать, вывести из небытия, реставрировать, сохранить в течение десятилетий, описать, систематизировать и разместить.
Коллекция народной росписи Среднего Урала, созданная Иваном Даниловичем, – единственная в мире.
 
рис. Нижнесинячихинский музей-заповедник
 
 
Хранить потомкам
Из седой старины тянутся к нам, сегодняшним, незримые нити народных традиций. Из поколения в поколение передаются секреты творческого труда, мастерство народных умельцев.
В настоящее время приёмами росписи владеют десятки мастеров и художников народных промыслов Урала. Они создают разнообразные расписные предметы, органически входящие в современный жилой интерьер, участвуют в оформлении общественных помещений: детских садов, школ, больниц, клубов, столовых.
Учитывая постоянный рост индивидуального строительства в пригороде и сельских районах, зная о стремлении людей сделать свой дом не только удобным, но и красивым, можно предвидеть увеличение интереса к росписи, как эффективному способу украшения жилища. Уникальным методическим пособием по домовой росписи служит музей в Нижней Синячихе.
Два раза в год на территории Нижнесинячихинского комплекса проходят праздники русского фольклора и песенного творчества, на которые собирается много гостей со всей страны.
Большими богатствами владеет Седой Урал: подземными и наземными. Интересна и своеобразна культура этого края. Но больше всего он славен людьми здесь живущими, умеющими творить красоту и сохранить её для следующих поколений.
 
Потомок, слышишь, я прошу, как друга,
Не прячь от нашей древности очей!
В. Сорокин
 

рис. Иван Данилович Самойлов
 
Мы гордимся тем, что этот человек передал труд всей своей жизни народу.
Академик Д.С. Лихачёв

Поиск

Интересные сайты

  • Ganjawars
  • Ingress
  • Синдикат КарандашЫ
  • журнал "Домашний очаг"
  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
  • Головоломки для умных людей
  • Каталог рассылок