Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 246


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Урал

Образовавшиеся в наше время в России одиннадцать основных регионов складывались постепенно и обусловлены исторически.

В западную зону центрально-европейской части страны входят: Центральный, Северо-Западный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский; в северной европейской части России – Северный регион; восточно-европейская часть состоит из Поволжского и Уральского регионов; восточная зона (Сибирь) – Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регионы; территория Дальнего Востока – Дальне-Восточный регион; юг европейской части – Северо-Кавказский регион.

В границы Уральского региона входят несколько административных единиц: две национальные республики – Удмуртия и Башкортостан и пять областей: Пермская, Свердловская, Оренбургская, Курганская и Челябинская. 

Каждая административная единица имеет свою социально-экономическую специализацию. Доминирующие занятия населения вытекают из общего профиля региона и состава его населения. Территория Урала расположена вдоль горного хребта, который, возникая у заливов Ледовитого океана, тянется на протяжении почти 2500 км к северным берегам Аральского моря. Только в северной своей части он имеет вид сплошной, трудно пересекаемой гряды, а к югу окончательно сглаживается и расплывается в незначительные возвышенности.  

Геологическое строение Уральского хребта уникально. Большая, в сравнении с другими горами, степень разрушения верхних покровов, обнажившая глубинные породы, превратила его в страну, не только изумительно богатую полезными ископаемыми, но и редкую по доступности этих подземных богатств для самых простых разработок.

На Урале добывают и обрабатывают самоцветы, основные центры которых находятся в Свердловской области. Добыча и производство тяжёлых, лёгких и цветных металлов определили промышленный характер развития края. В настоящее время на Урале сложились мощные комплексы металлургии, лесной, деревообрабатывающей, горной, лёгкой промышленности, машиностроения и химии.

Уголь и руда добываются во всех частях Уральского региона, кроме Курганской области, развивающейся в основном как сельскохозяйственный район. Цветная и чёрная металлургия Урала – старейшая в стране – насчитывает почти три века существования и является ведущей в Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской областях и Башкортостане.

Машиностроительные комплексы, изготовляющие орудия труда для всех отраслей народного хозяйства и продукцию оборонного значения, размещаются по всей территории Урала, главным образом в больших городах.

Огромные лесные ресурсы способствуют развитию лесной промышленности, объединяющей предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозобумажной и лесохимической промышленности.

Сельское хозяйство в северной части Урала имеет в основном пригородный характер. В южной части хозяйства в основном специализируются на производстве зерна и животноводства. Черноземные почвы, обширные степи и долины рек, благоприятные природно-климатические условия в Курганской и Оренбургской областях, Башкортостане и Удмуртии способствуют успешному развитию сельского хозяйства и пчеловодства.

В области речной системы Уральский край примыкает к основным водным магистралям востока Европы и Сибири – рекам Волге и Оби. Эти реки воспринимают в себя подавляющее большинство местных водопротоков, и только небольшая их часть уходит из Урала через самостоятельный северо-западный путь – реку Печору. Кроме рек Камы и Белой на Урале нет крупных судоходных рек. Однако речной транспорт играет огромную роль в хозяйственной жизни Башкортостана, Удмуртии и Пермской области, обеспечивая районные и межрайонные перевозки.

Урал и Западная Сибирь славятся богатством недр. Богаты Горы Уральские полезными ископаемыми: железные руды залегают отдельными гнёздами и легко плавятся, медно-цинковые (колчедановые) содержат золото и серебро; алюминиевые, марганцевые и никелевые; месторождения золота, платины и серебра можно считать крупнейшими в мире, асбест, тальк, кварциты, огнеупорные глины и россыпи цветных и драгоценных камней.

Откуда пришло слово «Урал»?

Впервые слово «Урал» упоминается в официальных документах конца XVII века. Ещё раньше это географическое место называли Камнем, Поясом, Каменным Поясом, Земным Поясом.

Есть предположение, что слово это от мансийского «ур» (гора) или «ур-ала» (крыша горы). Но сами манси называют Уральские горы – «Нёр» (Камень), ханты – «Кёв», коми – «Из», ненцы – «Нгарка Пэ» (Большой Камень).

Возможно, название «Урал» позаимствовано у тюрских народов с юга. Самый длинный хребет на Южном Урале и поныне называется Уралтау, то есть «Урал-гора».

Есть предположение, что разгадку нужно искать в эвенском языке, где «ур» – гора, «ур-л» – горы.

И всё-таки до сих пор слово «Урал» – загадка и совершенно непонятно, как русские, продвигаясь с запада на восток, позаимствовали название Урал у жителей Восточной Сибири.

 
Урал в древнейших легендах
 
Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далёкому времени, когда эта местность была весьма мало известной.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.), широко использующего мифы и легенды:
"…у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа – никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают …будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними – другие, которые спят шесть месяцев в году."
 Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей XIII-XVII вв. – Иркутск, 1932. – т.1. Введение. – с. 20-21.
Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли. Торговые связи античного мира с древней уральской землёй вполне выяснены. Ещё греческий писатель Аристей Проконесский (VII век до н.э.) описал путь торговых караванов с юга на север – от берегов Чёрного моря, вдоль течения Волги и Камы, через Урал около будущего Екатеринбурга, дальше в восточную и южную Сибирь. Сведения античных легенд подтверждаются более поздними источниками: историки и географы начала XVI века – Минстерус в «Космографии» и Алаус Магиус в «Описании северных земель» упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:
 …по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх – как и прочие человеци…
…а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз…
…живут в земле…ходят по подземелью…день да нощь со огни…
 Титов А. Сибирь в XVII в.: Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. – М., 1980. – с. 4-6.
Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. В наши дни в разных районах Уральского края ещё бытуют порою эти традиционные мотивы. Легенды большей частью поддаются реалистическому толкованию. Так, сюжет об умирающих на зиму (т.е. засыпающих) людях, по объяснению Адама Олеария (XVII век), связан с тем, что зимой северные народы скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это. Известный тобольский краевед Р.Г.Игнатьев в 70-х годах XIX века раскопал курган в Куртамышском районе и обнаружил особую планировку построек земледельцев эпохи бронзы: они находились в земле, на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. М.П.Алексеев справедливо объясняет мотив необыкновенного, даже чудовищного типа людей (мохнатые, волосатые) впечатлением от характерной меховой одежды северных жителей. Таким образом, в легендарных, баснословных сведениях, уходящих истоками в первое тысячелетие до новой эры, содержались правдоподобные представления. Они переплетались с фантастикой, причём последняя в то время доминировала, придавала легендарность рассказам.
Для познания удивительной далёкой северной земли были привлечены и легенды, сопровождавшие культ греческого Диониса или египетского Озириса – божества умирающей и воскресающей природы. «Прикрепившись» к Уралу и Зауралью, они конкретизируются: засыпанные на полгода люди живут в области Лукоморья, на горах, за Обью. Применительно к северным землям определённо указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля. Разными, порою очень сложными путями распространялись древние легенды об Урале и его населении. Различным было и сочетание традиционного и нового в их содержании.
В самом раннем известии об Урале в русских летописях (под 1096 годом) содержится легендарный рассказ о немой меновой торговле. Он был услышан новгородским юношей, посланным новгородцем Гюрятой Роговичем в Печору к людям, которые платили дань Новгороду, а от них в земли Югорские. Таким путём рассказ попал на новгородскую землю. Сообщённый же Гюрятой князю Владимиру Мономаху вошёл в его "Поучение”, став достоянием "Повести временных лет”.
 Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идёт этому уже третий год: есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знак руками, прося железо; и если кто даст им нож или секиру, они в обмен дают меха.
 Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – М.; Л., 1950, Т.1.
 

Необычный образ жизни древних поселенцев Арала – живут в земле, засыпают на полгода; живут в горах, стремятся высечься, выбраться – поражал русских людей. Князь Владимир Мономах объяснил это непонятное явление с помощью легенды античных времён о людях, «заклёпанных» Александром Македонским в высокие горы в северных странах: 

 

Александр, царь Македонский, дошёл в восточные страны и увидел людей нечистых из племени Иафетова, и … убоялся, как бы они не размножились и не осквернили землю, и загнал их в северные страны, в горы высокие; и по велению Божию сомкнулись за ними горы великие, только не сошлись горы на 12 локтей, и тут воздвиглись ворота медные, и покрылись сунклитом. Свойство сунклита таково: ни огонь его же не берёт ни огонь, ни железо. Только в последние дни света выйдут эти люди из горы.

 

 Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – М.; Л., 1950, Т.1.
В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании – о «белках молоденьких» и «оленьцах маленьких», выпадающих из тучи на землю:
Когда я пришёл в Ладогу, поведали мне ладожане, что… живы ещё старики, которые ходили за Югру и Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из неё выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле. Этому у меня есть свидетель посадник Павел Ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не верит, пусть почитает Хронограф. В царствование Прова во время дождя из тучи великой пшеница с водою многою смешанная попадала, которую собрав, засыпали в закрома большие. Тае же при Аврелии серебряные крупинки упали на землю, а в Африке три камня упали громадных… В царствование… Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали египтяне ковать оружие, а до того они палицами и камнями бились. 

Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – М.; Л., 1950, Т.1.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота»: 

 

При устье Оби в области Обдоре стоит идол Золотая баба, или Золотая старуха. Это статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и уже виден там ещё ребёнок, её внук.
 О человецах незнаемых на восточной стране…с. 31
Наряду с легендарными рассказами, пришедшими из XI – XII веков, бытовали в XV – XVI веках реалистические повествования об изобилии мягкой рухляди в одежде:
 
…а платье носят соболие, а товар их соболи… А платие соболие и рукавицы и ноговицы, а иного платиа у них нет, ни товару никоторого; а соболи у них черны велми и великы; шерсть жива соболи по земли ся волочит.
 Титов А. Сибирь в XVII веке. – М., 1890. – с. 3,5.
 
Теперь меха дороги, а было время, они были дешевле: так, например, жители Перми и Печоры обыкновенно выплачивали за железный топор столько собольих шкурок, сколько их, связанных вместе, московские купцы могли протащить в отверстие топора, в которое вставляется ручка.
 Алексеев М.П. Сибирь в известиях… Изд. 2-е. – с. 267.
В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой. Но достигнуть её трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):
 
…есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба… Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда…
Повесть временных лет. – с.367-368.
Немецкий дипломат и путешественник С.Герберштейн, посетивший Россию в первой четверти XVI века, отмечал в своей книге (1549 г. издания):
 
За этой рекой (Печорой) простираются… высочайшие горы, вершины которых из-за непрерывных дуновений ветров совершенно лишены всякого леса и почти даже травы… Князь Московий Василий, сын Иоанна, некогда посылал через Пермию и Печору для исследования местности за этими горами и для покорения тамошних народов двух начальников из своих приближённых: Симеона Фёдоровича Курбского… и князя Петра Ушатого. Из них Курбский, в мою бытность в Московии, был ещё в живых и на мои расспросы об этом исходе отвечал, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору и всё-таки не мог перейти через верхушку горы, называемую на его родном языке Столп, то есть Колонна.
 Герберштейн С. Записки о Московских делах. СПб., 1908. – с.133.
 
По следам древних обитателей Урала
 
Первая пещерная стоянка первобытных жителей Урала была обнаружена в 1878 году на берегу реки Пышмы около села Сухой Лог инженером Ф.Ю.Гебауэром.
При исследовании дна естественной пещеры были найдены остатки костей животных, наконечники кремневых стрел, оконечность копья из кремнисто-глинистого сланца, несколько костяных инструментов.
В 1827 в деревне Палкино, на современной территории Верх-Исетского района, купец С.С.Сигов искал клад, а нашёл человекообразных и птицеобразных идолов из меди. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.
Зимой 1980 года в Игнатиевской карстовой пещере на Южном Урале были обнаружены росписи красной охрой. На стенах и сводах пещеры изображены мамонты, носороги, лошади, змеи, птицевидные фигурки и рисунки знакового характера – ряды полос и пятен. Радиоуглеродный анализ показал возраст – 14500 лет. Это древнекаменный век.
Следы пребывания доисторического человека, а их более тысячи предметов, которые хранятся в музеях, показывают, что стоянки располагались в разных точках Урала. Люди в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.
По словам Геродота, в V веке до н.э. существовал сухопутный торговый путь, ведущий из греческого города Ольвии, лежащего в устье Днепра, на северо-восток, до подножия высоких гор. Путь этот шёл через земли многих племён, и ходившие по нему скифы должны были пользоваться семью языками и семью переводчиками. Археологические находки подтверждают рассказы о постоянных торговых отношениях народов Приуралья со скифами.
Сведения об Урале XI-XVII веков разноречивы. Письменность сюда ещё не проникла, а своих письменных памятников этого периода нет. Поэтому учёными тщательно изучаются все заметки летописцев, путешественников и купцов, посетивших этот край. Первые письменные известия русских появились задолго до присоединения Урала к Русскому государству и до появления в документах самого термина «Урал». Они восходят к сведениям из «Повести временных лет»: «…А се суть инии языци, иже дань даютъ Руси: чюдь, меря,  весь, мурома, черемись, мордъва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь: си суть свой язык имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ».
В новгородских грамотах 1264 года даётся перечень новгородских владений: «А се волости новгородьские: Вологда, Колоперемь, Заволоцье, Тре, Перемь, Югра, Печера, а ты волости держати мужи новгородьскыми». В последней по времени договорной грамоте, заключённой между Новгородской республикой и великим князем московским Иоанном III (1471), так же упоминаются «Заволочие, Тир, Пермь, Печера, Югра, Вологда с волостями».
В «Пермской летописи» говорится, что в 1472 году посланные Иоанном III войска, проходя по Пермской земле, повсюду встречали «дружеский приём и ласки» у местных жителей, продвигались быстро, строили и укрепляли города. «Вся земля Пермская покорилась Иоаннну. Это завоевание, которым владения Московские присоединились ко хребту гор Уральских, обрадовало государя и народ, обещая важныя торговыя выгоды». (Шишонко В. Пермская летопись. Первый период. Пермь, 1881)
На рубеже XIV-XV веков, после падения татаро-монгольского ига на Руси, усилилась военная опасность со стороны Казанского и Сибирского ханств. Уральские земли постоянно подвергались нападениям.
Осенью 1581 года состоялся поход Ермака через Урал, а в 1583 году Иван IV отдал приказ о походе в Сибирь.

Первые русские поселения на Урале

В присоединённых к Русскому государству приуральских землях начали складываться органы управления и административное деление. Территории разделялись, подбирались места, где возводились деревянные стены с башнями и «тайниками» (подземными ходами и переходами). Центрами сельских округов стали погосты. Появились остроги – это самый распространенный тип поселения, форпосты – защитники восточных окраин. Росла численность населения, стали расти «городки», а затем «города».
Для примера расскажем о Нижне-Чусовском «городке». Он был основан в 1568 году. Располагался на береговой террасе невысокого берега реки Чусовой. Площадка имела форму неправильного треугольника: длина по краю берега 500 м., ширина – 250 м. Археологи говорят, что при закладке городка был использован метод планировки Новгорода и Москвы. А предметы, найденные при раскопках идентичны аналогичным предметам русских городов XV-XVI веков.
Лозьвинский городок был основан в 1588-89 годах в устье реки Ивдель, впадающей в Лозьву. Это первое поселение на восточном склоне Урала располагалось в судоходной части реки для того, чтобы выполнять задачи «продвижения в Сибирь». Здесь имелась церковь, воеводский дом, укрепленные стены, но сильный пожар уничтожил деревянные постройки, и в 1597 году оставшиеся укрепления были разобраны и переправлены в Пелым. Пелым заложен в 1593 году по царскому указу в центре земель, населенных враждебно настроенными мансийцами на берегу реки Тавды. К деревянным стенам кремля с двух сторон примыкал посад, обнесенный острогом. В кремле находился воеводский дом, церковь и тайный погреб для хранения боеприпасов и казны. При воеводе находился многочисленный гарнизон. Известно, что Пелым играл большое значение в Уральском регионе, являясь вторым городом после Верхотурья. Позднее он стал центром уезда, включавшего вогульские волости по рекам Конде, Лозьве, Сосьве и Тавде. К концу XVI века в основном сложилось население территории, которая стала частью земель русского государства, и называлась Большой Урал.

Поиск

Интересные сайты

  • Ganjawars
  • Ingress
  • Синдикат КарандашЫ
  • журнал "Домашний очаг"
  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
  • Головоломки для умных людей
  • Каталог рассылок