Наш опрос

Нашли ли вы интересную или полезную информацию?
Всего ответов: 57


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Уральская роспись

Возникновение и распространиение уральской росписи

Уже в первой половине XVII века на Урале появились поселения, которые «заселялись выходцами из Вологды, Тотьмы, Устюга, Вятки, Кай – городка, Чердани, Соликамска» (Пермский сборник, книга I, М., 1859 г, с.24).
Позднее началась миграция населения из районов Поволжья, центра и севера России. Старообрядческие семьи и целые деревни переезжали и осваивали глухие, но красивейшие места Урала. Среди поселенцев были и разночинцы, а они в России относились к интеллигентному сословию. Творческий труд и искусство были понятны им и близки.
Отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали этих людей более предприимчивыми, сметливыми, деятельными. Несмотря на жестокую эксплуатацию работных людей и приписных крестьян, на Урале всем жилось лучше, чем в центральных губерниях. Среди поселенцев было много красильщиков, столяров, маляров, а ведь эти люди всегда были с «божьим даром», с умением видеть и создавать красоту.
Целые семьи, династии работали над строительством усадеб, расписывая внутри домов дощатые стены и двери. Народные художники раскрашивали на ярмарках торговые ряды, лавки и балаганы, оформляли затейливыми рисунками дома богатых людей. Сельское жилище нередко расписывали растительным орнаментом снаружи, украшая наличники, ставни, карнизы. Однако предпочтение отдавалось росписи интерьеров. Праздничную красоту с улиц и базаров умельцы переносили к себе в дом. Даже в семьях самых бедных жителей Урала всегда были расписная посуда и предметы быта, стены и потолки, двери и окна.
На развитие художественного промысла влияла и высокая грамотность людей. Все дети поселенцев были обязаны учиться, осваивать мастерство.
Одновременно с поселенцами на Урал пришли священнослужители, обращавшие язычников в христиан. При монастырях и церквах создавались школы иконописи. Помимо основной работы, росписи церквей и часовен, они занимались декоративной росписью бытовой утвари и интерьеров жилых и общественных помещений. Мечту о красивой райской жизни они стремились воплотить в каждом доме. Многие уральские музеи бережно хранят коллекции предметов быта датированных концом XIX века, но очевидно это не самые ранние образцы декоративной росписи.
Важной предпосылкой широкого распространения росписи в XIX веке стало изменение интерьера крестьянского дома, появление остеклённых окон, гладко оструганных стен помещений, отопления по белому, разделение избы на отдельные комнаты, выделение «чистых» горниц.
Искусство домовой росписи в основном связано с профессиональной деятельностью крестьянских художников из нескольких крупных центров народной живописи. Сейчас с полной уверенностью можно говорить о двух основных центрах красильного дела – тюменском (кармацком) и вятском. Тюменские мастера, «кармацкие красильщики», происходили из селений, расположенных вдоль реки Кармак на востоке Свердловской области (бывшая Успенская и Гилёво-Кармацкая волости Тюменского уезда Тобольской губернии). Отсюда ежегодно на рубеже XIX – XX веков уезжало на заработки от 300 до 500 человек. Мастера ездили по определённым маршрутам – «путикам», что позволяет выявить авторов многих росписей – И.В. Белова, Ф.Ф. Корчагина, В.К. Рябкова, П. и Е. Мальцевых и других.
В европейской части Урала, в Приуралье и Прикамье, работали преимущественно вятские мастера из бывшей Кстининской волости Вятского уезда – до 130 человек «уходили в Пермь». Известны произведения И. Павлова, И.В. Машковцева, И.Е. Малых.
Известны мастера и из других живописных центров. Народная память донесла до нас отдельные сведения о «костромских красильщиках» (из бывших Галичского и Солигаличского уездов Костромской губернии); о «владимирских богомазах», не гнушавшихся простой красильной работы, о загадочных «нижегородах» (уж не городецкие ли мастера?).
 
рис. Карта-схема населённых пунктов, в которых выявлены росписи
 
Качество росписи зависело от оплаты. В одном доме – тонкое пластичное письмо, всё продумано, а в другом той же рукой роспись выполнена размашисто, небрежно, с подтёками. Красильщики старались свою марку не терять, делать всё на совесть. Правда, были случаи, когда, решив проучить скупого хозяина, они «шахранили». Слово «шахран» на их лексиконе означало: испортить работу, обмануть хозяина. Но, если уж красильщик где-то напортачил, то «путик» менял.
Мастера росписи – это творческие люди. Они почти не применяли трафарет, их живопись пластична; работая «на глаз» создавали очень свежую, непосредственную, живую картину.
Сегодня выявлено более 150 домов с росписями высокого художественного достоинства, большинство которых декорировано в 1880 - 1910 годах. Есть основания считать этот период расцветом народного промысла на довольно значительной территории. После резкого упадка промысла, вызванного войной 1914 года, домовая роспись возрождается в конце 1920-х годов. Шли годы, стены стали штукатурить и белить, менялись требования к жилищу. Изменился и сам характер интерьера. Но до нас донёс это искусство большой души человек, человек жизненного подвига.
 

 рис. Наличники окон белой горницы
 
 
 
Уральская крестьянская усадьба
 
Внешний облик крестьянского дома на Урале был прост и сдержан: изба, амбар с навесом, погреб, колодец с «журавлём». В глубине ограды стоят сарай, пригоны для скота, конюшня, баня и огород. Снаружи избы кажутся небольшими, но внутри широки и просторны; планировка рациональна, нет ничего лишнего, всё продумано до мелочей. 
 
рис. Крестьянская усадьба XVIII века

Большое внимание уделялось внутренней отделке дома, чтобы человека окружали тепло, уют, красота. Каждое место в доме имело свой сюжет.
Стоило приоткрыть дверь в сени, и внимание сразу приковывали двери, стенка чулана, крашенные скамейки, коромысло, валёк. Фон выдержан в тёплых тонах: тёмно-красном, тёмно-оранжевом, красно-жёлтом, розовом. Контраст тёмного фона с ярким живописным орнаментом придавал выразительность, усиливал звучность красок. Чулан, где хранилась одежда и припасы, расписывался ярко. На стене – вазон с пышными цветами и спелыми ягодами – символ достатка.
В избе первый акцент делался на обратной стороне двери. На ней часто изображали древо жизни с птицей на вершине, строгий взгляд которой как бы говорил вошедшему: «Веди себя достойно».
 
рис. Дверь чулана
 
Внутри дома вдоль стен идут широкие лавки, на которых могут разместиться до 30 человек. Избу можно условно разделить на три части. От двери – подпалатный угол – прихожая, где раздеваются, оставляют верхнюю одежду, умываются и поят скотину из лохани. Верхний ярус этой части (справа от двери) - печь с голбцом и (слева от двери) – полати, предназначенные для сна и отдыха. Они такие ёмкие, что могут поместить человек 15. Перед печью, за цветастой ситцевой занавесью, место для кухни (середы), здесь хранится домашняя утварь, готовят еду, пекут хлеб.
Красный угол до полатей служит как бы столовой, место приёма гостей. На стенах у красного угла исполнялись наиболее интересные композиции. Их яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. Стены под божницей декорировались скромнее, вероятно потому, что они не должны были отвлекать внимания от икон.
 
 
 
рис. Красный угол
На двери голбца, которая вела в подполье (считалось, что там живёт домовой – хранитель, а жить с ним нужно в полном согласии) художники изображали древние мотивы: круг солнца  или древо жизни. На стенке голбца – бытовые стилизованные сценки. Здесь же ставили мастера свой автограф и дату исполнения. У стенки имелось узкое сиденье – скамейка, которая расписывалась под мрамор.
Необычайно интересно оформлялся подполатный угол: вазоны с пышными кустами цветов или плодов, а над ним птицы, супружеская пара, львы в паре.
Полати окрашивались в спокойные цвета, а в центре размещали большое жёлтое солнце. На брусе полатей – горизонтально вытянутые букеты и ягоды.
Опечье и залавок расписывались очень редко, но окрашивались в коричневые или зелёные тона.
На потолке часто изображали венки.
Важное значение придавалось росписи кухонного угла. В символах цветка изображалась женщина–хозяйка, раскинувшая навстречу гостям руки.
Горницы были тёплые – зимние и холодные – летние. Их называли чистой половиной дома. Здесь жили молодые, устраивались праздники. И роспись делалась другая. Тона красок светлее: бледно–голубой, белый, светло–зелёный, золотой. Входишь в горницу – чудо просветления: на бледно–голубом фоне нарисованы мудрые совы – хранительницы жилья. Цветы в углах напоминают пауков, на входной двери – солнце и петух с курицей – символ супружества. На потолке – солнце-цветок внутри венка. По стенам деревья с огромными кронами.
Обращали на себя внимание и расписные обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни (середы). Если мастеру хорошо платили, то интерьер избы расписывался весь, т.е. не только его крупные части, но и оконные и дверные проёмы, карнизные доски над окнами, полки, божница, а также мебель, утварь, орудия труда и быта: стол, табуретки, комод, деревянная кровать, зыбка (люлька), прялка, детская стоялка, бочонок для кваса, деревянный дойник, посуда и многое другое.
Роспись избы дополняли цветные половики, занавески, лоскутные одеяла, домотканая яркая одежда, рушники и живые цветы.
Росписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно-жёлтые цвета славили гостеприимство и хлебосольство; тёмно–пурпуровый цвет был символом тяжёлой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зелёный–цвет надежды, жизни, подвига; белый–чистоты, бессмертия; голубой – девственности; светло-жёлтый или золотистый – славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древнерусской живописи.
Человек, впервые увидевший роспись, да ещё в зимнее время, цепенел: в избе чудо сказочное, цветущий сад, праздник фантазии. И это создавало доброе, приподнятое настроение, человек становился чище и духовнее.
 
 
 
рис. Интерьер белой горницы

 

 

Домовая роспись
 
Композиция каждого расписного панно соответствовала характеру декорируемой плоскости: на узких и длинных поверхностях (доски, брусы) помещали гирлянды или небольшие букеты; на потолках и полатях – круги; на простенках – «сады», так называли растущие из вазонов кусты с цветами, плодами и птицами. В оформлении каждого помещения сложилось решение росписи, соответствующее его назначению. Роспись в сенях не предназначалась для длительного рассматривания, поэтому здесь преобладал скромный графический рисунок. В пределах интерьера избы роспись способствовала делению его на функциональные зоны и делала акцент на важнейшие части интерьера. Особое внимание живописца занимала дверь, деревянное обустройство печи с голбцем, полати, перегородка – заборка, красный угол с простенками, потолок. Тут сохранились наиболее древние композиции – солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни. В росписи ставней и дверей преобладают парные изображения птиц и зверей, изображения древа жизни, что связано с функцией оберегов, им приписываемых.
На стенах у красного угла исполнялись наиболее интересные композиции. Их яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. Стены под божницей декорировались скромнее, вероятно потому, что они не должны были отвлекать внимания от икон.
В горницах, в подпорожье, на заборках писали более свободные композиции с крупными растительными мотивами и сюжетными изображениями, в которых в большей степени ощущалось влияние городской культуры и элементов ампирного декора (гирлянды, букеты, акант). Несмотря на дифференцированный подход к оформлению помещений в лучших произведениях уральской домовой росписи всегда существует целостность замысла. Она сохраняется не только в одновременно выполненной росписи всего дома, но и при её поновлении через 20 – 25 лет, а также в том случае, когда отделку разных помещений производили разные мастера через некоторый промежуток времени. Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. Они выполнялись живописными приёмами – свободным кистевым мазком без предварительного нанесения контурных линий. Росписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным числом красок, тремя-четырьмя, мастера умели достигать и звучности цвета, и своеобразной изысканности цветовых сочетаний.
Система росписей сельского жилища Урала и Западной Сибири была основана на принятых в крестьянском строительстве и декоративной росписи модулях. Модули жилища (толщина бревна и его производных – доски, матицы, грядки, бруса; простенок, однополотная дверь, голбечная перегородка, стена, потолок) определяли размеры живописных панно. Модульная система прослеживается в соразмерностях мотивов росписи (ягодка, лист, розетка цветка) основывались на естественных мерительных «инструментах» (толщина пальца равна толщине кисти и радиусу ягодки; ширина руки равна толщине большой кисти и диаметру цветка и т.д.).
Круг изобразительных мотивов довольно широк. В него входят: птица–сирин, кони, львы, а также птицы местных и экзотических пород (ворона, петух, тетерев, гусь, сова, филин, фламинго, фазан, павлин, попугай). Мастера писали и сюжеты с изображением сцен сватовства – молодец на санях, всадник, прогуливающиеся парочки. Встречаются изображения солдат, сцены битвы, композиции с железной дорогой, включённые в среду цветочного орнамента. К концу XIX - началу XX века изображение человека становится более распространённым, однако оно не вытесняет древние композиции с древом жизни и солнечным кругом.
Мастера росписи – это творческие люди. Они почти не применяли трафарет, их живопись пластична; работая «на глаз» создавали очень свежую, непосредственную, живую картину.
В росписи преобладали цветные тона. Краски делали из местных минералов, принося с собой и растирая их на месте, используя олифу. Поверхности выравнивали, очищали пемзой, шпаклевали или оклеивали тканью, делали грунтовку. 
По готовому фону наносили пятна крупных цветов, листьев, ягод, плодов и пальцами делали «подмалёвку». Отделка велась кистями, для каждой краски своя кисть, изготовленная из хвостов белок и заячьих лапок.
Основной приём – «разбел». На кисть брали две краски – основную и на кончик белую. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка. Этим достигалась звучность красок, как бы свечение нижних слоёв через верхние.
рис. Фрагмент потолка избы
 
Использовались краски разных тонов: оранжевые – до 4-х тонов, голубые – до 3-х, синий цвет имел тёмно-синие, звонко-васильковые, бледно-голубые тона.
Когда роспись подсыхала, наносились чёрные приписки, которые объединяли отдельные детали в букеты, кусты, гирлянды. Обычно композиции заключались в рамки.
Красочная роспись мастеров преображала обстановку скромной избы с бревенчатыми стенами, создавала образ парадного, по-крестьянски праздничного интерьера.
Этот красочный мир раскрывает представления трудового народа о сказочной и счастливой жизни, выраженной в аллегорических образах растений и птиц. Среда растительного орнамента полна глубокого смысла, она по представлениям крестьян содержит пожелания счастья, благополучия и процветания.
Мотивы, навеянные жизнью, органично включались в круг традиционных образов. Домовая роспись и тесно связанная с ней расписная утварь – деревянная, берестяная и металлическая, вместе с произведениями текстильного искусства, народного гончарства и металлообработки – органически включалась в самобытный и удивительно целостный комплекс сельского интерьера. Красочная, наполненная жизненным содержанием, живописная декорация организовывала интерьер сельского дома, формировала его цветовые и смысловые решения.
 
 
 
 
 
Роспись предметов быта
С древнейших времён на Руси существуют глубокие традиции в росписи предметов быта: мебели орудий домашнего женского труда, утвари и посуды.
В коллекции музея в Синячихе особое место занимают преснины – прялки. Появился этот предмет в древнейшие времена, когда человек научился прясть нити. Древние символы, которыми украшали прялки, потеряли свой религиозный смысл, стали просто декоративными элементами. Круглые розетки-цветы означали символ солнца, вихревые розетки – знак грома, цветущее дерево – символ весны и плодородия.
В уральской деревне девочкам 6-7 лет дарили маленькую детскую прялку. Росла мастерица, и у ей дарили прялки большего размера. Для невесты жених сам делал прялку, вкладывая в изделие душу, мастерство и любовь.
Прялка-коренушка выдалбливалась из цельного куска елового дерева (ствола или корня). Точёную прялку стали делать позднее. В каждой деревне были свои мастера по изготовлению прялок, которые украшались резьбой и расписывались в тон избе. Фон в основном был красно-оранжевый, зелёный, синий, редко жёлтый или коричневый. Обычно изображались букеты или ветки деревьев.
Красильщики-художники, стараясь угодить хозяйке, превращали прялку в весёлую, праздничную яркую вещь. Если прялка предназначалась для девочки или девушки, то на ней под букетом изображалась одна птичка, а для замужней женщины – две. Особенно интересны росписи детских прялок: цветы, веточка, нахохлившиеся смешные птички.
На Урале широко был распространён бурачный промысел (туеса). В бураках хорошо хранилась пища в доме, в поле, в лесу. Бураки из бересты украшали теснением при помощи металлической чеканки, а позднее расписывали. Композиция была простой и компактной: на ярком фоне цветы, ветки, букеты.
В каждом доме непременно были сундуки без оковки, но по красному фону чёрные полосы изображали железную оковку. Передняя стенка расписывалась белыми и зелёными цветами.
Вся домашняя утварь, посуда была красивой и радовала как хозяев, так и гостей.

Поиск

Интересные сайты

  • Ganjawars
  • Ingress
  • Синдикат КарандашЫ
  • журнал "Домашний очаг"
  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
  • Головоломки для умных людей
  • Каталог рассылок